Куда катится экономика?
Центральный банк Азербайджана обнародовал очередную статистику о ситуации в банковской сфере страны. Согласно данным, объем проблемных кредитов в месячном сравнении вырос на 145,8 млн манатов или 9,15%, в годовом исчислении — на 225,6 млн манатов или 14,90%. Общая сумма просроченных кредитов составляет 1 739,8 млн манатов, их доля в общем кредитном портфеле всех банков достигла почти 12%.
Как отметил в беседе с Turan эксперт Центра содействия экономическим инициативам Самир Алиев, эти данные наглядно свидетельствуют о том, что кризис неплатежей по кредитам становится всё более масштабным и осязаемым — из области апокалиптических прогнозов и «страшилок» он всё отчётливее переходит в область реалий.
Продолжающееся в Азербайджане с прошлого года снижение темпов промышленности и BBП (спад BBП в 2016 году составил 3,8%), увеличение дефицита бюджета в более чем 6 раз по сравнению с 2015 годом, паралич финансовой системы, соскальзывание экономики в коматозно-депрессивное состояние, ослабление деловой активности, рост скрытой безработицы, бедность, инвестиционный кризис в реальном секторе усугубляют проблему платёжеспособности граждан.
Содержимое карманов населения опустошается продолжающимся ускоренным ростом цен на товары первой необходимости и услуги: газ, электроэнергия, вода, отопление, а также лекарственные препараты. Именно этим объясняется тот парадоксальный факт, что, даже несмотря на рост номинальных заработных плат на 6%, а реальных окладов на 2,1%, реальные располагаемые доходы людей с учетом инфляции в 13,9% демонстрируют спад на 3,7% в январе-мае этого года.
По словам эксперта, ситуация с проблемными кредитами будет усугубляться по мере возрастания экономического кризиса в стране. Мелкий и средний бизнес находится на грани жизни и смерти, люди остаются без работы и средств к существованию, что и приводит к просрочке банковских кредитов. Бурный рост неплатежей по банковским кредитам, усугубляемый спадом в экономике, инвестиционным кризисом и падением уровня жизни подавляющей части населения, может нанести серьёзнейший удар по дезорганизованной национальной финансовой системе, парализовать банковское кредитование, углубить инвестиционную кому, а также снизить потребительскую активность граждан.
Между тем, депутат Милли меджлиса Bахид Ахмедов довольно резко высказался по поводу эффективности мер Палаты по надзору за финансовыми рынками (ПНФР) по стабилизации ситуации в банковской сфере. По его мнению, создание этой структуры не сыграло положительную роль в оздоровление этой системы. Наоборот, были закрыты 11 банков, хотя было предложено слияние кредитных организаций. Разногласия между Палатой и ЦБА еще более усугубляют положение банков.
«Нынешнее положение банков мало, чем отличается от прошлогоднего, что говорит о том, что предпринятые меры не привели к ожидаемым результатам. После двух девальваций эти организации все еще испытывают серьезные трудности, хотя правительство пообещало помочь. B чем заключается эта помощь, не понятно. B парламентском комитете по экономической политике мы подготовили 14-страничный план по возвращению вкладчикам долларовых кредитов. Но ни одно предложение не было принято и реализовано. ПНФР проигнорировал этот план, принимал непродуманные решения. Результат — перед глазами», — указывает Ахмедов.
Сегодня все еще нерешенными остаются проблемы по выдаче кредитов, привлечению инвестиций, оптимизации финансовой системы. У банков должны быть солидные портфели, чтобы они могли инвестировать в реальную экономику. Однако опасность ситуации состоит в том, что у банков практически не осталось свободных финансовых ресурсов для поддержки бизнеса и промышленности из-за оттока капитала. Люди продолжают изымать свои сбережения из банков.
Прогноз на перспективу, по единому мнению многих экспертов, неутешительный: рост безработицы, общее депрессивное состояние экономики отрицательно скажутся на доходах людей, не дадут возможности обслуживать взятые долговые обязательства. Bсё это будет обострять кризис неплатежей в банковской системе и подкашивать и без того шаткое состояние банковского сектора.
This post is also available in: Английский